Минтранс: Что нас ждет в 2013 году?

Почти за неделю до Нового года министр транспорта Максим Соколов встретился с журналистами и подвел итоги работы своего ведомства. Многие планы министерства, задуманные в этом году, Соколов обещает осуществить только в следующем. Интернет-журнал Slon выделил самые заметные перемены, которые ждут нас в разных отраслях транспорта, а также те планы, что так и не будут выполнены.

Авиация: за штурвал сядут «гастарбайтеры»

Минтранс внес в правительство пакет документов, которые с 2013 года разрешат иностранным пилотам перевозить российских пассажиров. Сейчас федеральное законодательство прямо запрещает нанимать иностранцев пилотами на регулярные пассажирские рейсы. А вот, скажем, в сельхозавиации иностранные граждане могут работать. Профессиональному сообществу инициатива Минтранса не нравится: мол, среди нанятых иностранцев окажутся пилоты низкой квалификации, все равно что водители маршруток. Сторонники идеи парируют, что летчики просто боятся конкуренции, да и пилотов в России все равно не хватает. «Я, честно говоря, не вижу тут ничего, кроме попытки закрыть рынок путем национализации, но такое лобби в современном мире неприемлемо. Пока нет аргументов, которые нас переубедили бы», – заявил Максим Соколов.

Автомобильные перевозки: водителей обяжут покупать всепогодную резину и цепи на колеса

Чтобы навести порядок на трассе М-10, которая печально знаменита своими заторами, Минтранс планирует изменить технические регламенты. Изменения сделают обязательным – а не рекомендательным, как сейчас, – наличие специальных покрышек, так называемой «всепогодной» резины, цепей, а также запаса противогололедных реагентов. Без этого водитель не сможет отправиться в рейс зимой. Проблема, как всегда, в деньгах. Стоимость полного комплекта специальных шин доходит до 500 тысяч рублей. Бизнес такому бремени рад не будет, и в Минтрансе это понимают. Соколов говорит, что «нельзя шашкой рубить». Однако новые требования, по всей видимости, примут: уже есть соответствующее поручение премьера Дмитрия Медведева.

Городской наземный транспорт: пассажир будет застрахован от аварий

Со следующего года вводится страхование ответственности перевозчиков городским наземным транспортом. Инициатива Минтранса вступает в силу с 1 января. Предусматриваются разные страховые тарифы. Максимальная выплата – 2 млн руб – предусмотрена в случае гибели пассажира. Принятию закона бурно сопротивлялось бизнес-сообщество: до сих пор перевозчики отнюдь не стремились платить пассажирам за травмы, увечья и так далее, если только пострадавший не вынуждал их к этому гражданским иском. Новому порядку придется подчиниться, хотя тарифы могут быть и пересмотрены. По словам Соколова, первые полгода министерство будет вести мониторинг применения закона, а по итогам может внести коррективы.

Пригородные электрички: субсидии все-таки будут

Пригородные железнодорожные перевозки пассажиров на следующий год всерьез грозились лишить субсидий из федерального бюджета. С прошлого года пригородными перевозками занимаются ППК (пригородные пассажирские компании), которые предлагают регионам свои тарифы, а региональные власти устанавливают окончательные цены на билеты. Чаще всего эти цены ниже экономически обоснованного уровня, так что недостающую часть регионы должны возмещать перевозчику – и, в свою очередь, получают на это федеральные субсидии. Тянуть эту лямку надоело, но лишить регионы денег одним махом – значит просто остановить поезда и создать предпосылки к социальному взрыву. Решено сокращать объемы федеральной поддержки планомерно и все-таки выделить на следующий год 25 млрд руб. В Минтрансе поясняют, что «помогать регионам будут выборочно, с тем, чтобы подтолкнуть их взять со временем перевозки в свои руки полностью». В течение следующего года особо нуждающимся «будут подруливать в ручном режиме».

Высокоскоростная железнодорожная магистраль (ВМС 1): стройка откладывается

Строительство ВСМ1 (Москва – Санкт-Петербург) оценивается примерно в 1 трлн руб, из них 700 млрд руб предполагается взять из федерального бюджета. Таких денег в казне нет. ВСМ1 вычеркнули из долгосрочной программы по развитию транспорта, которую Минтранс не так давно обсуждал в правительстве. Магистраль предполагалось строить к чемпионату мира по футболу 2018 года, но в кабинете министров пришли к выводу, что обойдется она слишком дорого. Эксперты говорят, что успеть к чемпионату можно, только если начать в следующем году. Пока же в министерстве думают, как можно изменить модель проекта, чтобы оптимизировать расходы, но это явно дело не следующего года.

Slon.ru