"Дорожные карты" далеко не уведут

В конце 2012 года правительство продолжило процесс подготовки и реализации "дорожных карт": утверждены программа развития конкуренции и концепция развития таможенной службы, которая должна реализовать часть положений принятой в прошлом июне таможенной "дорожной карты".

И в том, и в другом случае Белый дом не готов до 2014 года предпринимать резких телодвижений: таможня сконцентрируется на два года на введении электронного декларирования, ФАС — на предварительных переговорах с госмонополиями и на выделенных секторах экономики, в том числе на биржевой торговле бензином и детсадах.

Принятие нового стратегического плана для таможни затянулось. Коллегия ФТС утвердила проект этого документа еще в июне 2009 года. Он должен был сменить предыдущую Концепцию развития таможенной службы на срок до 2010 года, которую чиновники решили считать реализованной. Однако, ведомственное согласование Концепции-2020 затормозилось. Прежде всего из-за появления "конкурирующего" документа от Агентства стратегических инициатив (АСИ) — "дорожной карты" по таможенному администрированию. Этот целевой план фактически готовил бизнес (таможенники привлекались к работе лишь в качестве экспертов), и, возможно, поэтому свой "продукт" АСИ выдала гораздо раньше, чем ФТС: "дорожная карта" была утверждена постановлением правительства 29 июня 2012 года.
В результате таможне пришлось переписывать свою концепцию, ведь оба документа утверждаются правительством и прямо противоречить друг другу не могут (отметим, что ФТС в августе 2012 года уверяла, что многое из того, что бизнес вписал в "дорожную карту", она и сама собиралась предлагать). В итоге некоторые показатели напрямую перекочевали в концепцию их "карты". Так, время растаможки товаров при импорте должно сократиться к 2018 году до двух часов с нынешних 96 часов. Время прохождения таможенных операций при экспорте — с 72 до двух часов. Число документов, необходимых для перемещения грузов через границу,— с десяти до четырех единиц. Главного ориентира от АСИ — продвижения РФ в рейтинге Doing Business по линии таможенного администрирования (с нынешнего 160-го до 17-го места в мире в 2018 году) — в подписанной стратегии нет.
Кроме "карточных" в таможенную стратегию вошли целевые показатели, которых нет в документе АСИ. Речь идет о показателях, в достижении которых ФТС заинтересована в большей степени, чем бизнес. Это введение механизма обязательного предварительного информирования о прибывающих в РФ грузах для всех видов транспорта (сейчас он обязателен лишь в автомобильных пунктах пропуска). Кроме того, подтверждено желание ФТС уже в 2014 году перейти на стопроцентно электронную форму декларирования (в 2012 году доля электронных деклараций без бумажного подтверждения была равна 40%). Также подтверждено намерение ФТС продолжить реализацию неоднозначно оцениваемой бизнесом концепции переноса растаможки ближе в границах РФ — к 2020 году доля деклараций на товары, оформляемых в приграничных регионах, должна вырасти с 34% в 2012 году до 65% 2020 году.
Напомним, "дорожная карта" по таможне — документ, в котором максимально заинтересован крупный иностранный бизнес, для которого проблемы ФТС являются одним из серьезнейших ограничителей в развитии в РФ. Июньская "дорожная карта" весьма компромиссный документ, и осенью 2012 года консультативный совет по иностранным инвестициям уже предлагал правительству переработать и дополнить ее в новой "дорожной карте" по развитию таможни и логистики в РФ. Утверждение Белым домом концепции ФТС, не предполагающей серьезных улучшений в ее работе до 2014 года, кроме электронного декларирования, вероятно, означает, что быстро что-то менять в этой сфере правительство не намерено.
"Дорожная карта" по развитию конкуренции и антимонопольной политики, в свою очередь, подписана премьером Дмитрием Медведевым 28 декабря. Здесь правительство также не ставит себе крупных задач на ближайшие годы. Ключевыми показателями эффективности выполнения "карты" являются российские оценки развития конкурентной среды на основе индекса PRM, применяемого ОЭСР, удвоение к 2018 году числа новых предприятий на 1 тыс. человек и доведение до 51% через пять лет числа хозяйствующих субъектов, считающих, что состояние конкурентной среды улучшилось в сравнении с предыдущим годом (сейчас 24%, в 2014 году таких ожидается 35%). В плане все то же внедрение ключевых показателей эффективности в деятельность органов власти, совершенствование и некоторое упрощение практики антимонопольного контроля ФАС, а также до ноября 2013 года работа правительства и госмонополий де-факто в переговорном режиме по развитию конкуренции в контролируемых госмонополиями секторах. В рамках этого предполагается исполнять "карту" до октября 2014 года, когда в правительство должны попасть предложения Минэкономики, ФАС и ФТС по "обновлению" уже принятой "дорожной карты". И только к августу 2014 года предлагается подготовить предложения по "поэтапному" выводу с конкурентных рынков ФГУПов, не имеющих отношения к обороне и безопасности.

Как и в случае с таможенной "дорожной картой", до конца 2014 года конкурентная "карта" не требует от Белого дома сверхусилий. Впрочем, она предполагает более проработанные меры по развитию конкуренции в 2013-2014 годах в шести секторах: на рынке лекарств и медтехники, в авиаперевозках, услугах связи, дошкольном образовании и, что неожиданно, на рынке нефтепродуктов. Там уже в марте 2013 года по инициативе ФАС и Минэнерго предлагают вернуться к той же программе принудительного развития биржевой торговли нефтепродуктами, которая была не слишком удачно реализована в 2009-2011 годах.

КоммерсантЪ