Рестайлинг для кодекса

Как показала практика, Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС), действующий на территории России, Белоруссии и Казахстана с 1 июля 2010 года, практически с самого начала стал нуждаться в определенных поправках и устранении шероховатостей.

Сегодня существует проект протокола о внесении изменений и дополнений в договор о ТК ТС, приложением к которому предусмотрено внесение ряда поправок (более 300) в сам кодекс. Внутригосударственное согласование документа раньше всех стран-участниц прошло в Белоруссии, ожидаются официальные данные о согласовании в Казахстане. Россия же, по состоянию на конец декабря 2012 года, пока не приняла окончательного решения по согласованию поправок.

Поправки затронут множество статей по всему тексту кодекса, то есть речь идет о целом комплексе изменений, требующих внимания. Поскольку за недолгое время действия ТК ТС участники внешнеэкономической деятельности, да и сами таможенники, только успели наладить свою деятельность в соответствии с правилами и требованиями в рамках ТС, как всем им вскоре придется снова перестраиваться на марше.

В общей массе поправки предполагаются различные - как технические, не имеющие большой смысловой нагрузки, так и носящие уточняющий, разъясняющий характер, также запланированы и более важные, затрагивающие широкий круг интересов. Можно остановить свое внимание на нескольких небезынтересных изменениях, вошедших в проект протокола не без участия деловых кругов, которые сегодня имеют более широкий спектр возможностей влияния на законотворчество, чем это было раньше. Конкретизированы и расширены полномочия таможни при проведении выездных проверок

Речь идет, в частности, о так называемом пятилетнем сроке действия запретов и ограничений на пользование и распоряжение товарами, ввезенными в уставный капитал с предоставлением льгот. Имеющие отношение к этому вопросу российские компании знают, что, по мнению наших таможенных служб, отсчет пятилетнего срока действия ограничений для таких товаров, которые были ввезены давно и задолго до вступления в силу ТК ТС, начинается не с момента их выпуска, как это предусмотрено соответствующей статьей, а с момента вступления в силу самого ТК. Проблема заключалась именно в таком толковании норм ТК ТС. В проекте протокола предложено изменить эту ситуацию, и для упомянутой категории товаров, с момента выпуска которых уже прошло пять лет, отменить действие запретов и ограничений со вступлением в силу данного протокола.

Несколько изменений могут коснуться института таможенного представителя. Так, например, предполагается, что индивидуальные предприниматели также смогут претендовать на получение статуса таможенного представителя, если это будет предусмотрено национальным законодательством государства - члена ТС. Кроме того, конкретизируются границы солидарной ответственности таможенного представителя. В частности, она будет исключена в случаях, связанных с соблюдением запретов и ограничений по пользованию и распоряжению товарами, выпущенными условно с предоставлением льгот, а также выполнением иных условий, исполнение которых после выпуска является обязательным условием предоставления льгот по уплате таможенных пошлин, налогов. Это вполне закономерно, учитывая случаи попыток возложения на таможенных представителей обязанностей по уплате таможенных платежей при нарушении недобросовестными импортерами условий предоставления льгот.

Небезынтересны изменения, касающиеся классификации товаров. В частности, предполагается ввести в кодекс дополнение о том, что решения о классификации товаров, поставляемых в несобранном или разобранном, в том числе некомплектном или незавершенном виде, будут взаимно признаваться таможенными органами государств ТС, что является определенным новшеством и во многом говорит в пользу прогрессивного характера изменений.

Также стоит обратить внимание на моменты, касающиеся способов обеспечения уплаты таможенных платежей: в случае принятия соответствующих поправок плательщик будет вправе предоставлять обеспечение сразу несколькими доступными ему способами по одному обязательству или же при необходимости сможет заменить один способ на другой.

В то же время конкретизированы и расширены полномочия таможни при проведении выездных проверок. А именно предполагается, что отдельно будет прописано право проверки документов, удостоверяющих личность представителей проверяемых организаций; также таможенники смогут получить доступ к базам и банкам данных автоматизированных систем, истребовать технические средства, в том числе аппаратуру, осуществляющую звуко- и видеозапись, затребовать у контрагентов проверяемого лица копии документов и иную информацию по взаимным операциям и расчетам, имеющую отношение к финансово-хозяйственным операциям.

Это лишь некоторые запланированные изменения. В целом речь идет о "рестайлинге", то есть не о кардинальных переменах. Однако множество различных по своему объему и значимости изменений затрагивают практически все главы и разделы ТК ТС.

"Российская Бизнес-газета"