Комплексная ставка по перевалке зерна в России

2016 и 2017 годы выдались прибыльными для российских агрокомпаний. РФ увеличила экспорт зерна, теперь он выше 37,5 млн. тонн в год. Недавно был подписан договор с Китаем о закупке им пшеницы. Отечественные зерновые покупают и европейские страны, в основном для корма скота.

Но рост экспорта усложняет один пережиток – перевалка зерна в портах обходится российским компаниям в 2 раза дороже, чем их иностранным коллегам. Сейчас за тонну просят 19 долларов. Для сравнения: в Европе и Америке ставки равны 8-9 долларам, а на Украине – 12.

Кому выгодно повышать ставки?

Представители разных индустрий по-своему оценивают текущее состояние перевалочного бизнеса. Логистические компании уверены, что завышенные тарифы продержатся недолго. Эксперты дают полтора года, чтобы и в нашей стране порт брал не более 12 долларов за тонну зерна.

Владельцы крупных глубоководных баз уже ощутили на себе рост конкуренции – ещё один фактор снижения ставок. Только за последние 4 года в России появились десятки мелких портов, а на их долю приходится 40% всего трафика.

Лидирующим городом по перевалке зерна оказался Новороссийск. В его гаванях работают больше 20 перевалочных баз, а ещё недавно была только одна. Можно представить, какая конкуренция царит в округе.

Эксперты уверены, что теперь и самим бизнесменам невыгодно держать ставки на прежнем уровне. За 5 лет они снизились в 2 раза, а в 2018 году достигнут уровня Европы и США.

Агрокомпании уже давно приспособились к нынешнему положению и регулируют конкурентоспособные цены для экспортируемого зерна. Но поставки увеличиваются, и становится трудно работать с выгодой для себя.

Почему цены упадут

Кроме конкуренции, решающее значение имеет пропускная способность и технологии. Скорость и эффективности перевалки в порту зависят от технического оснащения. Сейчас у каждой базы выстраиваются огромные очереди, трафик ограничен, и всё это негативно отражается на ставках.

Технология перевалки зерна – одна из самых сложных. В отличие от других подобных услуг, по типу перевалки угля, компания тратит больше времени и средств. Средняя ставка угольной перевалки – 12 долларов.

Уже в следующем году компании увеличат пропускную способность портов в 2 раза. Как заявляет НКХП, их терминал сможет обработать 6 млн. тонн зерна вместо 3,5 в нынешнем сезоне. Реконструкции подвергнутся и другие комбинаты.

В среднем по России мощности по перевалке достигнут 60 миллионов тонн против нынешних 47 миллионов.

Цены, как и сейчас, не будут статичными. В урожайные годы ставка всегда увеличивается, в неурожайные – снижается. Наиболее низкие тарифы весной, так как трафик экспорта зерна достигает минимума за год.

Другие проблемы

Ещё одна острая проблема – это транспортные тарифы. Положение дел в этой сфере не позволяет быстро экспортировать большие партии, поэтому они могут лежать на складах до года.

Минсельхоз уже разработал проект по переводу зерновых и бобовых в первый класс по Прейскуранту 10-01. Сейчас эти продукты принадлежат второму классу, что усложняет оформление и увеличивает время перевозки.